ДООП Наш веселый оркестр

1.

Комплекс основных характеристик образования

1.1.

Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.
Актуальность программы.
Программа разработана с учетом потребности родителей воспитанников,
посещающих МАДОУ № 25. Актуальность разработки программы в том, что
она разрешает противоречие между личной потребностью и возможностью
ребенка, когда многие дети хотят научиться играть на музыкальных
инструментах, но при этом имеют слабые музыкальные способности.
Разрешение данного внутреннего противоречия способствует не только
гармонизации внутреннего мира ребенка, его развития, но и способствует
самореализации ребенка в социальной среде.
Адресат программы: предназначена для детей от 3 до 7 лет.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа для детей – 30 минут.
Перерыв между занятиями – 10 минут.
Общее количество занятий в неделю -1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1 год обучения - 36 часов в год;
2 год обучения – 36 часов в год;
3 год обучения – 36 часов в год;
4 год обучения – 36 часов в год.
Особенность организации образовательного процесса.
При организации образовательного процесса применяется традиционная
модель реализации содержания Программы.
Форма организации занятий
- групповая, количество детей в группе – 10 человек.
Виды занятий
Применяются следующие виды занятий: классическое, комплексное
(комбинированное), практическое, итоговое (открытое ).
Формы представления результатов
- выступления перед детьми своей группы и детьми детского сада, перед
родителями;
- участие в конкурсах разного уровня;
- участие в концертах (тематических, праздничных, отчётных).
1.2 Цель программы — развитие музыкально - творческих способностей
детей посредством игры на детских музыкальных инструментах.
Задачи

Обучающие:
-Учить исполнять простейшие песенки и попевки на фортепиано,
металлофонах, ударных инструментах.
- Научить детей играть в оркестре слаженно, соблюдая темп, динамические
оттенки.
- Научить детей способом игры на детских шумовых инструментах: бубне,
треугольнике, кастаньетах, тарелках, колокольчиках.
- Научить детей различать инструменты по звучанию, знать их название.
- Учить детей ответственному и сосредоточенному вниманию на занятиях.
Развивающие:
- Развивать чувство ритма.
- Узнавать и понимать народную музыку
- Определять жанр и характер музыкального произведения.
- Развивать и укреплять мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к музыке и желание играть в оркестре.
- Приобщать к прослушиванию музыкальных произведений в исполнении
различных инструментов и в оркестровой обработке.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- Названия инструментов, характер звучания инструментов
- Правила пользования инструментами и их хранение
-Приемы игры на инструментах
- Расположение высоких и низких звуков на различных инструментах
- Название нот и их место на пластинках металлофона

Личностные результаты:
- Владеть простейшими приемами игры на музыкальных инструментах
- Правильно расходовать дыхание, играя на духовых инструментах, приглушать звучание
треугольников
- Пользоваться элементарными динамическими оттенками
- Играть индивидуально простейшие песенки, попевки

Метапредметные результаты:
- Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и
заканчивать игру, правильно держать руки и инструмент.

1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
п/п

Название раздела

1.

Слушание
музыкального
произведения

Количество
(теория/практика)
1-й
2-й
3-й
год
год
год
обуче обуче обуче
ния
ния
ния
1/2
1/2
1/2

часов форма
аттестацииконтроля
4-й
год
обуче
ния
1/2
наблюдение,
анализ
деятельност

и
2.

2/5

2/5

2/5

1/4

Игры на развитие чувства
ритма
3

Игра в оркестре

4

8/17

8/17

8/17

8/19

0/1

0/1

0/1

0/1

36

36

36
36
Всего по программе 144 часа.

Итоговые занятия
Итого

бный (тематический) план для 1-ого года обучения
№
название
Количество часов
п/п раздела, темы
всего
Теория
Практика
1.

1.1.

2.

2.1.

2.2.

2.3
3.

3
Слушание
музыкального
произведения:
3
составление
рассказа
по
музыке
и
беседа
о
композиторе
7
Игры
на
развитие
чувства ритма:
музыкально3
дидактические
игры;
игры
с 3
хлопками
(сильная доля
такта, первая и
третья
четверть такта,
метр,
разнообразные
ритмические
рисунки);
пальчиковая
1
гимнастика.

игра

в 25

наблюдение,
анализ
деятельност
и
отчетный
концерт
наблюдение,
анализ
деятельност
и

1

2

1

2

2

5

Уче

Формы
аттестации/
контроля

наблюдение,
анализ
деятельности

1

2

наблюдение,
анализ
деятельности

1

2

наблюдение,
анализ
деятельности

1

наблюдение,
анализ
деятельности

8

17

3.1

3.2

3.3

4
4.1

оркестре
знакомство с
музыкальными
инструментам
и;
Обучение
приемам игры
на
детских
музыкальных
инструментах.
Концертные
выступления
(тематические,
праздничные,
отчётные).
Итоговые
занятия
Диагностика

Итого.

10

4

6

наблюдение,
анализ
деятельности

13

4

9

наблюдение,
анализ
деятельности

2

2

Отчетный
концерт

1

1

1

1

36

11

наблюдение,
анализ
деятельности

25

Содержание учебного (тематического) плана 1-й год обучения
1.
Слушание музыкального произведения.
Тема: Составление рассказа по музыке и беседа о композиторе.
Практика: прослушивание музыкальных произведений: «Веселые ладошки»
муз. И. Гурника, «Лошадка» чеш. нар. мел., «Ах вы, сени мои, сени» рус. нар.
песня, «Из-под дуба» рус. нар. песня, «Ах ты, береза» рус. нар. мел., «А у
меня есть флейта» муз и сл. Э. Фримерт. Формирование умений различать и
определять характер музыкального произведения простейшими словами
(музыка грустная, веселая).
2. Игры на развитие чувства ритма.
Тема: Музыкально-дидактические игры.
Теория: знакомство с правилами музыкально-дидактических игр: с
игрушками и картинками, с именами, с предметами.
Практика: Обыгрывание появления игрушки: придумывать про нее песенку,
медленно проговаривать, прохлопывать, протопывать ритмическую формулу.
Закреплять эти умения в играх: «Песенка про игрушку», «Наши гости»,
«Паровоз», «Разрезные картинки», «Песенка про имя», «Кто твой дружок
(подружка)?», «Ходим и поем».
Тема: Игры с хлопками (сильная доля такта, первая и третья четверть такта,
метр, разнообразные ритмические рисунки);

Теория: Знакомство с понятием долгие и короткие звуки, названием их «ТА»
и «ти». Рассматривание длинных и коротких нитей, соотношение их с
размерами больших и маленьких кружков, солнышек, пуговиц.
Практика: Выкладывание на фланелеграфе ниток разной длины: проводить
по ним пальчиком, пропевая звук, соответствующий длине нитки, из ниток
разной длины делать разные по величине кружочки – большие и маленькие,
прикладывать к ним большие и маленькие солнышки, пропевать звуки долго
и произносить кратко, отрывисто. Играть в игру «Долгий – короткий»,
«Звучащий клубок», «Игры с пуговицами». Ритмично проговаривать
стихи«Тигренок», «Барабан», «Дождик», хлопать в ладоши, по коленям, по
полу, топать, ударять кулачком о кулачок, пальчиком о пальчик,
маршировать.
Тема: Пальчиковая гимнастика.
Практика: тренировать и укреплять мелкие мышцы рук при
выполнении упражнений «Прилетели гули», «Ножками затопали»,
«Бабушка очки надела», «Шаловливые пальчики», «Наша бабушка идет»,
«Кот Мурлыка», «Сорока», «Семья», «Две тетери», «Коза»,
«Овечки», «Жук».
3. Игра в оркестре.
Тема: Знакомство с музыкальными инструментами.
Теория: Знакомство детей с внешним видом детских музыкальных
инструментов: дудочкой, деревянными ложками, бубном, погремушкой, а
также их звучанием.
Тема: Обучение приемам игры на детских музыкальных инструментах.
Теория: Знакомство со способами и приемами игры на погремушках и
бубнах: встряхивание и постукивание; на двух разрозненных деревянных
ложках: «простой», «лошадка», «часики», «солнышко»; дудочках с разной
высотой звучания: играть на выдохе.
Практика: использование полученных приёмов при подыгрывании
простейших ритмических формул и мелодий.
Тема: Концертные выступления.
Практика: организация выступлений перед детьми своей группы и детьми
детского сада, перед родителями, участие в концертах (тематических,
праздничных, отчётных).
Учебный (тематический) план для 2-ого года обучения
№
название
Количество часов
п/п раздела, темы
всего
Теория
Практика
1.

1.1.

Слушание
музыкального
произведения:
составление
рассказа
по
музыке
и

3

1

2

3

1

2

Формы
аттестации/
контроля

наблюдение,
анализ
деятельности

2.

2.1.

2.2.

2.3
3.
3.1

3.2

3.3

4
4.1

беседа
о
композиторе
7
Игры
на
развитие
чувства ритма:
музыкально3
дидактические
игры;
игры
с 3
хлопками
(сильная доля
такта, первая и
третья
четверть такта,
метр,
разнообразные
ритмические
рисунки);
пальчиковая
1
гимнастика.
игра
в
оркестре
знакомство с
музыкальными
инструментам
и;
Обучение
приемам игры
на
детских
музыкальных
инструментах.
Концертные
выступления
(тематические,
праздничные,
отчётные).
Итоговые
занятия
Диагностика

Итого.

2

5

1

2

наблюдение,
анализ
деятельности

1

2

наблюдение,
анализ
деятельности

1

наблюдение,
анализ
деятельности

25

8

17

10

4

6

наблюдение,
анализ
деятельности

13

4

9

наблюдение,
анализ
деятельности

2

2

Отчетный
концерт

1

1

1

1

36

11

25

наблюдение,
анализ
деятельности

Содержание учебного (тематического) плана 2-й год обучения
1. Слушание музыкального произведения.
Тема: Составление рассказа по музыке и беседа о композиторе.
Практика: Прослушивание музыкальных произведений: «А у меня есть
флейта» муз. и сл. Э. Фримерт (с усложнением), «Паровоз» муз. Е. Барыбина,
«Игра с бубнами»
муз. Л. Шварца, «Полька» латыш. нар. мел., «Вальс»
муз. Е.Тиличеевой, «Ах вы, сени мои, сени» рус. нар. песня (с усложнением)
Познакомить с жанрами: марш, вальс, танец. Различать жанровую музыку,
определять характер. Узнавать и понимать народную музыку
2. Игры на развитие чувства ритма.
Тема: Музыкально-дидактические игры.
Теория: знакомство с правилами музыкально-дидактических игр: с
игрушками и картинками, с именами, с предметами.
Практика: обыгрывать появление игрушки, придумывать про нее песенку,
медленно проговаривать, прохлопывать, протопывать ритмическую
формулу. Закреплять эти умения в играх: «Песенка про игрушку», «Наши
гости», «Паровоз», «Разрезные картинки», «Песенка про имя», «Кто твой
дружок (подружка)?», «Ходим и поем», усложняя правила.
Тема: Игры с хлопками (сильная доля такта, первая и третья четверть такта,
метр, разнообразные ритмические рисунки);
Теория: Закрепление понятий «долгий» и «короткий» (ТА и ти).
Практика: Правильно называть графические изображения звуков. Правильно
называть и прохлопывать ритмические картинки. Отхлопывать по показу
педагога сильную долю, метр, ритм в стихах «Барабанщик», «Зайчик»,
«Колобок», «Наша Таня». Придумывать различные двигательные
комбинации в упражнениях с ладошками и в играх с палочками.
Тема: Пальчиковая гимнастика.
Практика: тренировать и укреплять мышцы пальцев рук при
выполнении упражнений «Побежали вдоль реки», «Раз, два, три, четыре,
пять», «Капуста», «Мы капусту рубим», «Снежок», «Овечка», «Шарик»,
«Два ежа», «Замок», «Пекарь», «Есть такая палочка».
3. Игра в оркестре.
Тема: Знакомство с музыкальными инструментами
Теория: Знакомство детей с внешним видом детских музыкальных
инструментов: маракасом, трещеткой, рубелем, а также их звучанием.
Тема: Обучение приемам игры на детских музыкальных инструментах.
Теория: Знакомство со способами и приемами игры на маракасах, трещетке
и рубеле. Закреплять приемы игры на двух разрозненных деревянных
ложках и бубнах.
Практика: использование полученных приёмов при подыгрывании
простейших ритмических формул и мелодий. Играть произведения с ярко
выраженной двухчастной формой.
Тема: Концертные выступления.

Практика: организация выступлений перед детьми своей группы и детьми
детского сада, перед родителями, участие в концертах (тематических,
праздничных, отчётных).
Учебный (тематический) план для 3-ого года обучения
№
название
Количество часов
п/п раздела, темы
всего
Теория
Практика
1.

1.1.

2.

2.1.

2.2.

2.3
3.
3.1

3.2

3
Слушание
музыкального
произведения:
3
составление
рассказа
по
музыке
и
беседа
о
композиторе
7
Игры
на
развитие
чувства ритма:
музыкально3
дидактические
игры;
игры
с 3
хлопками
(сильная доля
такта, первая и
третья
четверть такта,
метр,
разнообразные
ритмические
рисунки);
пальчиковая
1
гимнастика.

игра
в 25
оркестре
знакомство с 10
музыкальными
инструментам
и;
Обучение
13
приемам игры
на
детских
музыкальных

1

2

1

2

2

5

Формы
аттестации/
контроля

наблюдение,
анализ
деятельности

1

2

наблюдение,
анализ
деятельности

1

2

наблюдение,
анализ
деятельности

1

наблюдение,
анализ
деятельности

8

17

4

6

наблюдение,
анализ
деятельности

4

9

наблюдение,
анализ
деятельности

3.3

4
4.1

инструментах.
Концертные
выступления
(тематические,
праздничные,
отчётные).
Итоговые
занятия
Диагностика

Итого.

2

2

1

1

1

1

36

11

Отчетный
концерт

наблюдение,
анализ
деятельности

25

Содержание учебного (тематического) плана 3-й год обучения
1. Слушание музыкального произведения.
Тема: Составление рассказа по музыке и беседа о композиторе.
Практика: Прослушивание музыкальных произведений: «Вальс»
муз. Е.Тиличеевой (с усложнением), «Веселый колокольчик» муз. В.Кикты,
сл. В. Татаринова, «Юмореска муз. А.Дворжака, «Ах вы, сени мои, сени» рус.
нар. песня (с усложнением), «Из-под дуба» рус. нар. песня (с усложнением),
«Полька-шутка» рус. нар. мел. Определять жанр и характер музыкального
произведения. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении
различных инструментов и в оркестровой обработке (использование видео(DVD) приложение).
2. Игры на развитие чувства ритма.
Тема: Музыкально-дидактические игры.
Теория: знакомство с правилами музыкально-дидактических игр: с новыми
игрушками и разрезными картинками, с именами, знакомить с паузой.
Практика: обыгрывать появление новой игрушки, придумывать про нее
песенку, прохлопывать ритмические песенки. Понимать и ощущать
четырехдольный размер («Музыкальный квадрат»). Различать длительности в
ритмических карточках. Играть на музыкальных инструментах выложенные
ритмические формулы. Осмыслить понятие «пауза». Формировать понятие
звуковысотности. Закреплять эти умения в играх: «Песенка про игрушку»,
««Разрезные картинки», «Песенка про имя», «Дирижер», «Паровоз»,
«Гусеница».
Тема: Игры с хлопками (сильная доля такта, первая и третья четверть такта,
метр, разнообразные ритмические рисунки);
Теория: Закрепление понятий «долгий» и «короткий» (ТА и ти).
Практика: Правильно называть графические изображения звуков. Правильно
называть и прохлопывать ритмические картинки. Выслушивать
предложенный ритм до конца и повторять его. Отхлопывать по показу
педагога сильную долю, метр, ритм в стихах. Придумывать различные
двигательные комбинации в упражнениях с ладошками и в играх с
палочками.

Тема: Пальчиковая гимнастика.
Практика: Тренировать и укреплять мышцы пальцев рук при
выполнении упражнений «Поросята», «Дружат в нашей группе», «Зайка»,
«Мы делили апельсин», «Коза и козленок», «Кулачки», «Птички прилетели»,
«Вышла кошечка», «Цветок», «Крючочки».
3. Игра в оркестре.
Тема: Знакомство с музыкальными инструментами
Теория: Знакомство детей с внешним видом детских музыкальных
инструментов: металлофон, треугольники, спаренные ложки, казу,
свистульки, а также их звучанием.
Тема: Обучение приемам игры на детских музыкальных инструментах.
Теория: Знакомство со способами и приемами игры на металлофоне
(глиссандо) и треугольнике (тремоло). Осваивать приемы игры на спаренных
деревянных ложках: «ладошка» и «колено»; петь любым голосом (высоким,
низким, грустным, озорным) в казу.
Практика: Играть на музыкальных инструментах знакомые песенки,
соблюдая при этом общую динамику и темп. Различать трехчастную форму.
Тема: Концертные выступления.
Практика: организация выступлений перед детьми своей группы и детьми
детского сада, перед родителями, участие в концертах (тематических,
праздничных, отчётных).
Учебный (тематический) план для 4-ого года обучения
№
название
Количество часов
п/п раздела, темы
всего
Теория
Практика
1.

1.1.

2.

2.1.

2.2.

3
Слушание
музыкального
произведения:
3
составление
рассказа
по
музыке
и
беседа
о
композиторе
5
Игры
на
развитие
чувства ритма:
музыкально2
дидактические
игры;
игры
с 2
хлопками
(сильная доля
такта, первая и
третья

1

2

1

2

1

4

Формы
аттестации/
контроля

наблюдение,
анализ
деятельности

0,5

1,5

наблюдение,
анализ
деятельности

0,5

1,5

наблюдение,
анализ
деятельности

2.3
3.
3.1

3.2

3.3

4
4.1

четверть такта,
метр,
разнообразные
ритмические
рисунки);
пальчиковая
1
гимнастика.
игра
в
оркестре
знакомство с
музыкальными
инструментам
и;
Обучение
приемам игры
на
детских
музыкальных
инструментах.
Концертные
выступления
(тематические,
праздничные,
отчётные).
Итоговые
занятия
Диагностика

Итого.

1

наблюдение,
анализ
деятельности

27

8

19

10

4

6

наблюдение,
анализ
деятельности

15

4

11

наблюдение,
анализ
деятельности

2

2

Отчетный
концерт

1

1

1

1

36

10

наблюдение,
анализ
деятельности

26

Содержание учебного (тематического) плана 4-й год обучения
1. Слушание музыкального произведения.
Тема: Составление рассказа по музыке и беседа о композиторе.
Практика: Прослушивание музыкальных произведений: «Гамма до мажор»,
«Голубые канарейки» муз. неизвестного автора, «В трактире Чингилинги»
муз. П. Вильмоша, «Ария» из оперетты «Летучая мышь» муз. И. Штрауса,
«Детская полька» М. Глинки, «Вечерняя серенада» муз. Ф Шуберта,
«История любви» муз. Ф. Лея, «Перевоз Дуня держала» рус. нар. песня, «Изпод дуба» рус. нар. песня (для старших с текстом). Знакомить с творчеством
русских и зарубежных композиторов. Определять форму и характер
музыкального произведения. Учить слышать в произведении динамику, темп,
музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления. Знакомить с
музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в
оркестровой обработке (использование видео-(DVD) приложение).

2. Игры на развитие чувства ритма.

Тема: Музыкально-дидактические игры.
Теория: знакомство с правилами музыкально-дидактических игр: с новыми
игрушками и разрезными картинками, с именами.
Практика: Выкладывать на фланелеграфе различные ритмические формулы,
проговаривать, прохлопывать, играть на музыкальных инструментах.
Самостоятельно выкладывать ритмические формулы с паузами.
Закреплять эти умения в играх с картинками, с именами с усложнением:
«Дразнилки», «Дразнилки с движением», «Песенка о себе», «Песенка про
всех», «Как назвать щенка?», «Кто твой дружок?».
Тема: Игры с хлопками (сильная доля такта, первая и третья четверть такта,
метр, разнообразные ритмические рисунки);
Теория: Знакомство с длительностями, написание нот, штили.
Практика: Ритмично проговаривать стихотворные тексты, придумывать на
них ритмические формулы. Ритмично играть на палочках. Развивать чувство
ритма, звуковысотного слуха и голоса. Использовать игры «Новая
ритмическая формула», «Живые ритмические формулы», «Дирижер» (с
усложнением), «Ритмическое двухголосье», «Паровоз» и «Гусеница» (с
усложнением), «Игра с помпоном», «Игра с бубном».
Тема: Пальчиковая гимнастика.
Практика: Развивать и укреплять мелкую моторику рук
при выполнении упражнений «Мама», «Замок-чудак», «В гости», «Гномы»,
«Паук», «Сороконожка», «Мостик», «Утро настало», «Пять просят»,
«Паучок».
3. Игра в оркестре.
Тема: Знакомство с музыкальными инструментами
Теория: Продолжать знакомство детей с внешним видом детских
музыкальных инструментов: металлофон, треугольники, спаренные ложки,
казу, свистульки, строящие колокольчики, а также их звучанием.
Тема: Обучение приемам игры на детских музыкальных инструментах.
Теория: Закреплять полученные навыки игры на металлофоне, треугольнике,
строящих колокольчиках. Осваивать и закреплять приемы игры на
спаренных деревянных ложках: «ладошка», «колено», «большое коленце»;
петь любым голосом (высоким, низким, грустным, озорным) в казу.
Практика: Ритмично играть на разных инструментах по подгруппам,
цепочкой. Самостоятельно играть на музыкальных инструментах знакомые
песенки, соблюдая при этом общую динамику и темп. Различать трехчастную
форму. Уметь играть двухголосье.
Тема: Концертные выступления.
Практика: организация выступлений перед детьми своей группы и детьми
детского сада, перед родителями, участие в концертах (тематических,
праздничных, отчётных).
2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год.
Год
Дата
обучения начала
обучения
1 сентября
1 год

Дата
Количество Количество
окончания учебных
учебных
обучения
недель
дней
31 мая
36
36

2 год

1 сентября 31 мая

36

36

3 год

1 сентября 31 мая

36

36

4 год

1 сентября 31 мая

36

36

Количество Режим
учебных
занятий
часов
36
1 занятие
по 1 часу в
неделю
36
1 занятие
по 1 часу в
неделю
36
1 занятие
по 1 часу в
неделю
36
1 занятие
по 1 часу в
неделю
итого 144

2.2. Условия реализации программы.
При реализации программы необходимо создавать комфортную
обстановку для детей в музыкальном зале.
Материально-техническое обеспечение
Перечень необходимого оборудования, материалов, инструментов
Оборудование
пианино - 1 шт.
стульчики детские – 40 шт.
столики – 2 шт.
магнитная доска, фланелеграф
шкаф для хранения инструментов и литературы.
Технические средства обучения:
музыкальный центр - 1 шт.
магнитола с CD - 1 шт.
ноутбук - 1 шт.
телевизор ЖК - 1 шт.
DVD плеер- 1 шт.
мультимедиа
CD диски:
«Наш веселый оркестр» I часть
«Наш веселый оркестр» II часть
DVD диск: «Наш веселый оркестр»
№
Детские музыкальные инструменты
1 Ложки деревянные
2 Металлофоны
3 Треугольники
4 Бубен

Количество
40
4
10
1

5 Трещотка
6 Погремушки
7 Дудочка и дудочка тройная
8 Свистульки трелевые
9 Блокфлейта сопрано
10 Флейта - цуг
11 Деревянные палочки
12 бубенцы
13 Тарелки (цимбалы)
14 Маракас (деревянный)
15 Маракас пластиковый
16 Тамбурины
17 Тон блок
18 Набор колокольчиков «Звонок»
19 Набор колокольчиков
20 Казу
21 копытца
Материалы и оборудование для концертной деятельности
1. Сарафаны детские -10 шт.
2. Русские рубашки детские – 10 шт.

2
25
2
2
2
1
50
5
2
5 пар
8 пар
5
1
1
1
3
1 пара

Кадровое обеспечение.
Воспитатель (педагог дополнительного образования), имеющий высшее или
среднее профессиональное образование без предъявления требований к
стажу педагогической работы.
Методические материалы
Учебно – методическое обеспечение:
1. И.М.Каплунова «Наш веселый оркестр» методическое пособие с аудио(2CD) и видео- (DVD) с приложениями для музыкальных руководителей. I
часть, II часть. СПБ Невская нота, 2013.
2. И.М.Каплунова «Ансамбль ложкарей» методическое пособие с аудиоприложением (CD) для музыкальных руководителей. СПБ Невская нота,
2015.
3. И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Этот удивительный ритм» (пособие
для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных
учреждений) СПБ. Композитор 2005г.
4. И.М.Каплунова «Наглядные пособия по ритму» Приложение к книге
«Этот удивительный ритм» (методическое пособие для музыкальных
руководителей детских садов)
Дидактическое обеспечение программы.
«Наглядные пособия по ритму»

1. Наглядно-дидактическое пособие «Паровоз и вагончики»
2. Наглядно-дидактическое пособие «Божьи коровки»
3. Наглядно-дидактическое пособие «Солнышко»
4. Наглядно-дидактическое пособие «Грибочки»
5. Наглядно-дидактическое пособие «Рыбки»
6. Наглядно-дидактическое пособие «Матрешки»
7. Наглядно-дидактическое пособие «Зайчики»
8. Наглядно-дидактическое пособие «Пирамидки»
9. Наглядно-дидактическое пособие «Паузы и нотки»
10. Наглядно-дидактическое пособие «Большие и маленькие кружочки»
11. Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальная лесенка»

Музыкально – дидактические игры
1. «Ритм»
2. «Гусеница»
3. «Паровоз»
4. «Угадай, какая нотка спряталась в слове?»
5. «Птица и птенчик
6. «Хлопни в ладоши»
7. «Подбери музыку»
8. «Кто на каком музыкальном инструменте играет?»
9. «Музыкальный домик»
10.«Бубенчики»
11.«Матрешки»
12.«Регистры»
13.«Мажор и минор»
14.«Громко – тихо»
15.«Узнай, какой инструмент»
16.«Солнышко и тучка»
2.3.Форма аттестации/ контроля и оценочные материалы.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся осуществляется согласно
календарного учебного графика.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
Входной контроль с целью выявления стартовых возможностей
обучающихся (диагностика уровня подготовки детей) – наблюдение.
Оценочные материалы
Педагогическая диагностика и оценка результатов освоения программы
(по программе «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой).
Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе ООД.
При определении уровня развития ребенка, за основу взяты программные задачи и
определены следующие критерии оценки: чувство ритма, слушание музыки.

Основной показатель – активность: ребёнок активен - (+), малоактивен –
(+ -), неактивен – (-)
Оценка уровня развития:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки; помощь
взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры
оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью
взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью
взрослого все параметры оценки;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно;
1 год обучения (младшая группа)
Чувство ритма:
а) ритмично хлопает в ладоши;
б) принимает участие в дидактических играх;
в) узнает некоторые музыкальные инструменты;
г) ритмично на них играет
Слушание музыки:
а) узнаёт музыкальные произведения, может подобрать к ним картинку или
игрушку
2 год обучения (средняя группа)
Чувство ритма:
а) активно принимает участие в играх;
б) ритмично хлопает в ладоши;
в) ритмично играет на музыкальных инструментах.
Слушание музыки:
а) различает жанры;
б) умеет определять характер музыки (темп, динамику, тембр);
в) эмоционально откликается на музыку.
3 год обучения (старшая группа)
Чувство ритма:
а) правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы;
б) умеет их составлять, проговаривать, играть на музыкальных инструментах.
Слушание музыки:
а) эмоционально воспринимает музыку (выражает своё отношение словами);
б) способен придумать сюжет к музыкальному произведению;
в) различает двухчастную форму.
4 год обучения (подготовительная к школе группа)
Чувство ритма:
а) правильно и ритмично прохлопывает усложнённые
ритмические формулы;

б) умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах;
в) умеет держать ритм в двухголосии.
Слушание музыки:
а) эмоционально воспринимает музыку (выражает своё отношение словами);
умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет;
б) различает двухчастную и трёхчастную форму;
в) способен самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному
произведению.
4.Список литературы
Нормативные документы
-Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155г.);
-Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в
Минюсте России 29.11.2018 №52831);
-Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019г. №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»);
-Лицензия Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области № 15025 от 27.10.2011г. на право ведения
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам;
-Устав МАДОУ №5.
Литература, использованная при составлении программы
1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с
детьми 2-7 лет. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Методическое пособие с аудио4. Каплунова И.М., И.А.Новоскольцева «Этот удивительный ритм» (пособие
для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных
учреждений) СПБ. Композитор 2005г.
3.И.М.Каплунова «Наглядные пособия по ритму» Приложение к книге «Этот
удивительный
ритм»
(методическое
пособие
для
музыкальных
руководителей детских садов)
4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному
воспитанию «Ладушки». - Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.

5. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Умные пальчики. - Санкт-Петербург:
Невская нота, 2009.
6.Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах.- М.: Просвещение, 1990.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».