1. Комплекс основных характеристик образования 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: социально - гуманитарная. Актуальность программы. Программа разработана с учетом потребности родителей воспитанников, посещающих МАДОУ № 25. В настоящее время формирование у детей фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, является одной из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в образовательных учреждениях и в семье. Статистика показывает, что с каждым годом количество детей, имеющих нарушения фонетического строя речи, растет. Эти дети составляют одну из основных групп риска в школьном обучении при освоении письма и чтения. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной социализации дошкольников и эффективно влияет на систему и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Таким образом, данная программа по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста отвечает запросам родительского сообщества. Адресат программы: предназначена для детей от 6-7 лет Режим занятий: Продолжительность одного академического часа для детей – 30 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. Общее количество занятий в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Объем программы: 72 часа год. Срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа в год Особенность организации образовательного процесса. При организации образовательного процесса применяется традиционная модель реализации содержания Программы. Форма организации занятий –подгрупповая Виды занятий Применяются следующие виды занятий: классическое, комплексное (комбинированное), тематическое, практическое, итоговое. Формы представления результатов - открытое мероприятие для родителей, выпуск буклета о реализуемой программе. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 2 Цель программы: оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи (устранение дефектов звукопроизношения) детям дошкольного возраста с нарушениями речи. Задачи Образовательные: - формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры); - формировать способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (развитие фонематического слуха); - формирование навыков звукового анализа; - формировать коммуникативную функцию языка. Развивающие: - развивать речевое дыхание, голосовой аппарат; - развивать слуховое внимание, память, мышление; - развивать общую и мелкую моторику; - развивать коммуникативно-познавательные процессы речевых способностей, успешности в общении; Воспитательные: - воспитывать желание правильно говорить, интерес к занятиям. 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты: - сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи; - восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов; -уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований; - поставлены и отдифференцированы все звуки; - уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением); - введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения словатермины: звук, слог, слово, гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение. Личностные результаты: -сформированы личностные, регулятивные, познавательные коммуникативные универсальные умения; - договариваться со сверстниками (при работе в парах и малых группах). и Метапредметные результаты: - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; - овладение навыками осознанно строить речевое высказывание; 3 1.4. Содержание общеразвивающей программы Учебный план № Название раздела Количество часов п/п (теория/практика) 1. Подготовительный 2/8 этап. 2. Этап постановки 2/8 звука 3. Этап автоматизации 0/31 (закрепления) звука 4. Этап 6/15 дифференциации звука Итого 72 Всего по программе 72 часа. форма аттестации-контроля Выполнение практических заданий, устный опрос. Выполнение практических заданий, устный опрос. Выполнение практических заданий, устный опрос. Выполнение практических заданий, устный опрос. Учебный (тематический) план № 1. 2. Название раздела, темы Подготовительный этап Постановка звука Количество часов Всего Теория Практика 10 2 8 10 2 8 3. Автоматизация звука 3.1 Автоматизация звука в слогах 31 8 31 8 3.2. Автоматизация звука в словах 8 8 3.3. Автоматизация звука в предложениях 8 8 Форма контроля Выполнение практических заданий Выполнение практических заданий, устный опрос. Выполнение практических заданий, устный опрос, самоконтроль Выполнение практических заданий, устный опрос, самоконтроль Выполнение практических заданий, устный опрос, 4 3.4. Автоматизация звука в связной речи 7 4. Дифференциация звуков 4.1. Дифференциация изолированных звуков 21 7 6 2 15 5 4.2. Дифференциация звуков в слогах и в словах 7 2 5 4.3. Дифференциация звуков в предложениях и связной речи 7 2 5 72 10 62 Итого 7 самоконтроль Выполнение практических заданий, устный опрос, самоконтроль Выполнение практических заданий Выполнение практических заданий Выполнение практических заданий, самоконтроль Содержание учебного (тематического) плана В программу по коррекции звукопроизношения включены четыре неразрывно связанных между собой этапа – подготовительный этап к постановке звука, собственно постановка звука, при изолированном произношении, отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале, а также этап дифференциации звуков. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны нетолько для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. 1. Подготовительный этап. 1. Подготовительный этап. (Основная цель — включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс) Теория: знакомство с органами артикуляции, формирование представления о звуках, отличие понятия звук и буква. Практика: формирование артикуляционной базы звуков. На данном этапе выполняется артикуляционная общая и специальная гимнастика (упражнения, необходимые для выработки правильной артикуляционной базы, подготавливают органы артикуляции к произнесению того или иного звука, в зависимости от дефекта.). Дыхательная гимнастика. Игровые упражнения для развития фонематического слуха и восприятия. Пальчиковая гимнастика. Направления работы Формирование тонких Артикуляционная гимнастика включает упражнения движений органов на: артикуляции тренировку подвижности органов артикуляции; 5 осуществляется посредством артикуляционной гимнастики. Формирование направленной воздушной струи тренировку переключаемости органов артикуляции; тренировку определенных артикуляционных поз; Проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой в виде специальных упражнений: укрепление мышц щек; сдувание предметов (шарик из ваты, салфетка, карандаш); дутье (духовые музыкальные инструменты, надувание шарика, мельница); образование щели между растянутыми губами, желобок. Развитие Улавливание различия между правильным и фонематического искаженным звуком; слуха. развитие слухового внимания (по картинкамсимволам, слуховой памяти, фонематического восприятия. различение силы, высоты, тембра звука; различение слов, близких по звуковому составу, различение пар слов; дифференциация слогов; дифференциация фонем; Развитие навыков определение количества слогов в слове элементарного (отхлопывание); звукового анализа анализ гласных; анализ согласных (выделение последнего звука в слове, выделение начального согласного, выделение в середине слова). Развитие мелкой пальчиковые упражнения; моторики настольные дидактические игры; шнуровки, нанизывания; рисование (обводки контура, штриховки). 2. Этап постановки звука. 2. Постановка звука (Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировались у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале) Теория: знакомство с навыками правильного произношения звука. Практика: в постановке применяются три способа: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Последовательное использование способов в игровой форме приводит к формированию навыка правильного произношения изолированного звука. Продолжаем использовать дыхательную гимнастику, игровые упражнения для развития фонематического 6 слуха и восприятия, пальчиковую гимнастику, звукоподражательные игры и упражнения. 3. Этап автоматизации (закрепления) звука. (Основная цель – включение звука в речь.) Необходим продолжительный этап включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. 3.1.Автоматизация звука в слогах По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации. Практика: Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных. 3.2.Автоматизация звука в словах Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. 3.3.Автоматизация звука в предложениях Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (К новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий.) 3.4.Автоматизация звука в связной речи Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук). 7 Примеры игр со звуками, которые применяются, начиная с этапа автоматизации звука в слове: «Загадки» Для этой игры потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком называем их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре «Чего не Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложить стало?» ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время убираем одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторяем игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями. «Что Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять изменилось?» картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. «Что Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать лишнее?» по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жирафракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»-потому что неживая, затем «ворону»-потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения. «Слова Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать вокруг нас» все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови 8 «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки). В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: 4. Этап дифференциации. Дифференцируем звуки в следующей последовательности: Б - П, Д - Т, Г - К, З С, Ж - Ш, С - Ш, З - Ж, Ц - С, Ч - Т, Ч – Щ, Р – Л. 4.1. Дифференциация изолированных звуков Теория: знакомство с особенностями артикулирования смешиваемых звуков и их отличия. Уточнить артикуляцию смешиваемых звуков, обращая внимание на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Практика: использование полученных приёмов проговаривания и умение различать смешиваемые звуки. В помощь детям широко используем символы звуков или опорные картинки. Примеры используемых игр: «Пианино», «Запомни и повтори», «Пальчики здороваются». 4.2.Дифференциация звуков в слогах и в словах Теория: выработка умения выделять смешиваемый звук на фоне слога и слова. Практика: Ребята пробуют узнавать звуки из слогов на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Формируем умения выделять наличие звука в слове. Примеры используемых игр: «Узнай слово», «Собери слова», «Разложи картинки», «Один — много». 4.3.Дифференциация звуков в предложениях и связной речи Теория: выработка умения выделять смешиваемый звук на предложения. Практика: формирование умения выделять слова с данными смешиваемыми звуками из предложения, текста. Используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами, которые насыщены изучаемыми звуками. Примеры используемых игр: «Исправь ошибки взрослого», «Кто придумает больше предложений», «Конкурс говорунов». На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову). 1.Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный). 2.Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции: фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.); фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.); фонематические представления. 3.Прием связи звука и буквы. 9 На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год. Год Дата обучения начала обучения 1 сентября 1 год Дата Количество Количество окончания учебных учебных обучения недель дней 31 мая 36 72 Количество Режим учебных занятий часов 72 2 занятия по 1 часу в неделю итого 72 2.2. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования. Перечень необходимого оборудования, материалов, инструментов: - столы и стульчики - магнитная демонстрационная доска - мультимедийное оборудование Канцелярские товары и средства личной гигиены, необходимые для реализации программы: ватные палочки, клей – карандаш, ластик, массажный мячик «Су-джок», простой карандаш, цветные карандаши (6 цветов), шпатель одноразовый бумага для офисной техники Снегурочка Кадровое обеспечение. Учитель-логопед (педагог дополнительного образования), имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы. Методические материалы Медиаресурсы: 1. Презентации по автоматизации звуков [с], [з], [р], [л], [ш], [ж]. 2. Аудио материалы по автоматизации звуков. 1. 2. 3. Дидактический материал: Альбом «Артикуляционная гимнастика». Картотека дыхательной гимнастики. Альбомы по автоматизации звуков. 10 4. Картотека игр и упражнений по автоматизации и дифференциации звуков. 5. Дидактические игры: «Логопедическое лото», «Звуковая мозаика» «Делим слова на слоги», «Составь рассказ по картинке», «Составь рассказ по серии картинок», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний». 6. Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к схеме», предметные картинки для автоматизации звуков. 7. Картотека пальчиковых игр. Все занятия курса «Речевичок» строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевой и познавательной мотивации, что позволяет детям успешно развивать речь и познавательный интерес. Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют не только возрастным особенностям дошкольников., интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивают интеллектуальному развитию ребенка, тренировке его мысли и ума. Методы Приемы Специфические методы. Двигательноустановление связи между движением артикуляционных кинестетический мышц и их ощущением. Слухозрительно- заключается в установлении связей между восприятием кинестетического звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука детям демонстрируют артикуляционную схему, показывают положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Дидактические методы Наглядный показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах с изучаемым звуком Словесный метод Из словесных приемов выделяем следующие: без опоры на — словесный образец; наглядность и — одновременное произнесение звука ребенком и с опорой на логопедом; наглядность — повторение; — объяснение; — указание; — словесные упражнения; — вопрос как стимул речевой активности ребенка; — оценка детской речи. Игровой Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче 11 Практический метод в игровой форме. материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли. Использование детьми на практике полученных знаний. Педагогические технологии Игровые педагогические технологии – включают группу методов и приемов организации образовательного процесса. При помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности, создается игровая форма занятий. Компьютерные технологии (интерактивные игры, сайты) дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютер на кружке не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу. Логопедическая ритмика – данная логопедическая технология представляет собой комплекс речедвигательных, музыкально-речевых и музыкально-двигательных упражнений. В ходе занятий у детей развивается выносливость, равновесие и ловкость. Они учатся быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Мнемотехника – представляет собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания информации . С помощью мнемотехникик дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций. Используя различные технологии на занятиях кружка, удается добиться существенного улучшения состояния ребенка и прогресса в коррекции речевых нарушений. Большое количество техник позволяет выбрать и сочетать в коррекции несколько технологий, что ускорит процесс коррекции. Важно учитывать индивидуальность, т.е. основываться на интересах детей, чтобы занятия приносили им только положительные эмоции. 2.3.Форма аттестации/ контроля и оценочные материалы Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводится два раза в год (диагностика) мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Обследование проходит по следующим параметрам: 12 Подвижность артикуляционных органов Звукопроизношение Фонематическое восприятие Слоговая структура слова. Мониторинговые исследования позволяют выявить уровень развития ребенка, степень сформированности знаний, умений и навыков и построить «маршрут» коррекции речевых нарушений. Диагностика проводится с целью: выявления уровня освоения программы ребенком ( оценить умения ребенка произносить звуки в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи; сформированность фонематического восприятия, слоговой структуры слова). Метод диагностики: Процесс решения состоит в выполнении ребенком практических и словесных действий с опорой на наглядность. Мониторинговые исследования основаны на использовании методик определения уровня речевого развития дошкольников Н.Л. Стефановой, А.Р. Лурия, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой. Характеристика уровней знаний и умений Высокий уровень (9-12 баллов): четкость выполнения артикуляционных движений, быстрота и плавность их воспроизведения; умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой. безукоризненное произношение всех групп звуков в любых речевых ситуациях (изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах в темпе предъявления); умение различать звуки в слогах, словах, предложениях точное и правильное воспроизведение слоговых цепочек,слов сложной слоговой структуры и фраз со словами сложной слоговой структурой в темпе предъявления; Средний уровень(5-8 баллов): наблюдаются нечеткость выполнения артикуляционных движений, страдает быстрота и плавность их воспроизведения; медленное переключение с одного артикуляционного уклада на другой. один или несколько звуков группы изолированно и отраженно произносятся правильно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, либо искажается в любой позиции только один звук группы; неточное умение различать смешиваемые звуки в слогах, словах, предложениях, воспроизведение предъявляемых пар звуков с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; замедленное послоговое воспроизведение; Низкий уровень(1-4 баллов): 13 невозможность выполнения артикуляционных движений, застревание на одной артикуляционной позе и невозможность переключения с одного артикуляционного уклада на другой. искажениям или заменам во всех речевых ситуациях (изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах) подвергаются все или несколько звуков; полная невозможность воспроизведения пробы, отказ от выполнения задания. искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов); Методические материалы по оценке результатов освоения программы 1. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения. В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений: открыть и закрыть рот; удержать широко распластанный язык на нижней губе (2— 3 сек.); облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции); произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам; удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2— 3 сек.); пощелкать языком (3—5 раз); пощелкать языком («погонять лошадок»); вытянуть губы вперед «трубочкой», а затем растянуть их в улыбке (2—3 раза); вызвать вибрацию губ, произнося кучерское «тпру»; надуть щеки; имитировать языком положение «трубочки»; произвести 2—3 движения из перечисленных попеременно. При выполнении вышеперечисленных упражнений надо обратить внимание на: четкость артикуляционных движений; быстроту и плавность их воспроизведения; умение быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой. 2.При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал (В.В. 14 Коноваленко, С.В. Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения», О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда»). 1. «Назови правильно». Цель: определение состояния произношения звуков (отсутствие звука, смешение, замена звуков, возможные искажения в речевом потоке). Оборудование: иллюстративный материал на звуки: [c], [cь], [з], [зь], [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [ль], [р], [рь], [й], [к], [г], [х]. Педагог показывает иллюстративный материал (данные звуки находятся в начале, в середине и в конце слов) и просит ребенка назвать. [с] – сад, коляска, глобус; [л] – лампа, волк, стол; [сь] – семь, такси, лось; [ль] – лимон, плита, соль; [з] – замок, мозаика; [р] – рак, марка, мухомор; [зь] – земляника, обезьяна; [рь] – река, пряники, фонарь; [ц] – цапля, кольцо, индеец; [й] – лейка, яблоко, еж, крылья; [ш] – шашки, ошейник, карандаш; [к] – куртка, скрипка, шкаф; [ж] – жираф, жук, лыжи; [г] – грядка, грелка, виноград; [щ] – щука, щенок, плащ; [х] – хлеб, ткачиха, петух. [ч] – чайник, печень, мяч. Фиксируется: правильность произношения, замена, искажение, отсутствие звуков. 2. «Повтори предложение». Цель: определение состояния произношения звуков в предложении. Педагог предлагает ребенку повторить предложения: У сома усы. Шапка да шубкаУ Зины зонт. Вот и весь Мишутка. Кузнец кует цепь. К нам во двор забрался крот. У ежа ежата. Майя и Юра поют. Дятел долбит ель. Фиксируется: понимание и правильное произношение звуков в предложениях. Оценка состояния звукопроизношения: 3 балла – безукоризненное произношение всех групп звуков в любых речевых ситуациях; 2 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно произносятся правильно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи; 1 балл – искажается в любой позиции только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. 3.По разделу «Фонематическое восприятие» у детей проверяется умение различать звуки в слогах, словах, предложениях. 1. «Эхо». Цель: выяснение слухового внимания, восприятия и умения произносить слоговые ряды в заданной последовательности. 15 Педагог предлагает ребенку прослушать и повторить слоговой ряд как можно точнее. па-па-ба сор-бор та-да-та дочка-почка па-ба-па лук-люк па-ба, па-ба, па-ба лес-вес ка-ха-ка пешка-спешка-слежка са-за, са-за, са-за ложка-плошка-мошка са-ша, са-ша, са-ша Фиксируется: точность повторения слогов. 2. «Повтори». Цель: выяснение слухового внимания, восприятия и умения произносить ряды слов в заданной последовательности. Педагог предлагает ребенку прослушать и повторить ряд слов: крыша-крыса полено-колено змея-земля дочка-точка-кочка бабушка-кадушка-подушка мишка-миска-мыска Фиксируется: правильность произношения слов. 3. «Будь внимательней». Цель: выявление состояния фонематического слуха. Педагог называет слова, ребенок, услышав звук [з], хлопает в ладоши; так же со звуками [с], [ш], [л], но ребенок должен сам придумать слово на данные звуки. Фиксируется: выделение заданного звука и умение самостоятельно придумать слово на заданный звук. Оценка состояния фонематического восприятия: 3 балла – точное и правильное воспроизведение звуков в темпе предъявления; 2 балла – первая пара воспроизводится правильно, вторая уподобляется первой; 1 балл – неточное воспроизведение предъявляемых пар звуков с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – полная невозможность воспроизведения пробы, отказ от выполнения задания. 4.По разделу «Слоговая структура слова» у детей проверяется умение воспроизводить слова сложной слоговой структуры и произносить фразу со словами сложной слоговой структурой. 1. «Назови правильно» Цель: определение умения произносить слова различной слоговой структуры. 16 Педагог называет слова и просит ребенка их повторить: Термометр Тракторист Велосипедист Перекресток Милиционер. Фиксируется: умение воспроизводить сложную слоговую структуру. 2. «Повтори за мной» Цель: определение умения произношения слов различной слоговой структуры в предложении. Оборудование: картинки с изображением перечисленных ниже сюжетов. Педагог показывает картинки, произносит предложения и просит ребенка их повторить. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку приехал самосвал. Фиксируется: понимание инструкции и умение воспроизводить сложную слоговую структуру. Оценка сформированностизвуко-слоговой структуры слова: 3 балла – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 2 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 1 балл – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов); 0 баллов – нет воспроизведения. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дата обследования______________ Анкетные данные: Фамилия, имя ___________________________________________________________ Дата рождения ______________ Домашний адрес _____________________________ 1. Состояние общей моторики: Норма, незначительно нарушена, моторная неловкость. 2. Состояние ручной моторики: Норма; недостаточность мелкой моторики; моторная ограниченность. 3. Строение и подвижность органов артикуляции: Анатомическое строение: норма____________________________________________________________________ (особенности строения органов артикуляции) Артикуляционная моторика сформирована в значительные нарушения в артикуляционной моторике. пределах нормы; сформирована недостаточно; 4. Исследование фонетической стороны речи: N (в пределах возрастной нормы); фонетический строй речи сформирован недостаточно, фонетические дефекты звукопроизношения: 17 с с, з з, ц ч ш ж щ л л, р р, 5. Произносительная сторона речи: Просодическая сторона речи сформирована с нарушением голоса, темпа, дыхания, мелодикоинтонационной стороны; отклонений не имеет. 6. Исследование состояния фонематического слуха и звукового анализа: Функции фонематического слуха сформированы; сформированы недостаточно. Навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно. 7. Исследование звукослоговой структуры слов: Звукослоговая структура слова нарушена (сокращение слогов, опускание слогов, добавление звуков, добавление слогов; перестановка звуков и слогов); норма. 8. Исследование импрессивной речи (понимание речи): Импрессивная речь сформирована; сформирована недостаточно. 9. Исследование экспрессивной речи (активный словарь): Активный словарный запас соответствует возрасту; близок к возрастной норме, резко ограничен. 10. Состояние грамматического строя речи: Норма; сформирован недостаточно, не сформирован. 11. Состояние связной речи: N (соответствует возрастной норме), в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована. Заключение: __________________________________________________________________________ Рекомендации:________________________________________________________________________ Логопед МАДОУ № 25: ___________________________________ 4. Список литературы: Нормативные документы -Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155г.); -Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 29.11.2018 №52831); -Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019г. №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; -Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию 18 дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); -Лицензия Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 15025 от 27.10.2011г. на право ведения образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам; -Устав МАДОУ №5. Литература, использованная при составлении программы 1. А. Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмах» 2. А.И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» 3. «Игры в логопедической работе с детьми» / под ред. В.И. Селиверстов.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Москва «Просвещение» 2008 4. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 4-7 лет», СанктПетербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2006 5. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха», «Развитие звукобуквенного анализа» 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999 7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста М: ООО «Гном-Пресс», 2000-30 с.: ил. 8. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 280 с.: ил. 9. И.С. Лопухина «Логопедия» 10. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учись говорить правильно» 11. Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. 12.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 2008 13.Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004. Литература для детей и родителей 1. Н.В. Новоторцева. Рабочие тетради по развитию речи ч, щ, л, л’, р, р’. 2. Т.А. Ткаченко «Логопедические упражнения», «Найди и обведи», «Найди и объясни», «Символы звуков» 19