Пояснительная записка к учебному плану МАДОУ № 25, 1.1 Нормативные основания составления организованной образовательной деятельности. учебного плана непосредственно Учебный план является нормативно-правовой основой, раскрывающей специфику образовательной и воспитательной деятельности ДОУ, устанавливающей перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. Учебный план МАДОУ № 25 на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии с нормативноправовыми документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.1.3684−21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». Устав МАДОУ № 25; Лицензия на осуществление образовательной деятельности; Основной образовательной программой МАДОУ № 25. 1.2 Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана. Основными задачами учебного плана непосредственно образовательной деятельности являются: 1. регулирование объема образовательной нагрузки. 2. реализация ФГОС ДО в ДОУ. Обязательная часть учебного плана составлена с учетом ФОП ДО, ФАОП ДО. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входят парциальные программы, направленные на развитие детей в следующих образовательных областях. Познавательное развитие: «Родной край» (с учетом регионального компонента), составитель авторский коллектив МАДОУ № 25; «Азы финансовой культуры для дошкольников» (для детей 5-7 лет), под редакцией Л.В.Стахович. Художественно-эстетическое развитие: «Цветные ладошки», Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; «Ладушки», И.М.Каплунова, И.А. Новоскольцева. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы, учитывает соотношение частей ООП ДО (ОЧ И ЧФУ) и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание данных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по пяти взаимодополняющих образовательных областях. Учебный план на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности (далее - занятие), при этом данное распределение не является жестко регламентирован. Учебный год начинается с 1 сентября 2024 года. Содержание образовательной деятельности распределено по месяцам, неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год в количестве 36 учебных недель (сентябрь-май) и 16 недель летней оздоровительной работы (июньавгуст). В 2024-2025 уч. г. в МАДОУ № 25 функционирует 9 групп общеразвивающей направленности с учетом возраста детей: - 3 группы раннего возраста (1,5-3 года) -№ 1, №3, №4 -2 младшие группы (3-4 года) -№ 7, № 10 - 2 средние группы (4-5лет) -№ 8, № 11 -1 старшая группа (5-6 лет) - № 9 - 1 подготовительная к школе группа (6-7 лет) - № 5. И 2 группы комбинированной направленности (разновозрастные): -1 старшая группа (4-6 лет) - № 12 - 1 подготовительная к школе группа (6-7 лет) - № 6. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду составляет 11,0 часов с 7.00 до 18.00. 1.3. Характеристика структуры учебного плана В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части не менее 60% от её общего объёма, части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. При составлении учебного плана учитываются следующие принципы: Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. Построение образовательной деятельности происходит в зоне ближайшего развития ребенка. В основе лежит уровень актуального развития (УАР), который характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнять вполне самостоятельно. Но то, что ребенок не сможет выполнить самостоятельно, может справиться с небольшой помощью взрослого. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (разные виды детской деятельности) Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) Принцип интеграции пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, когда происходит объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» («организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»). Содержание учебного плана обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие. В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников содержание образования представлено образовательными областями: Физическое развитие (физическая культура, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни); Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), развитие познавательно-исследовательской деятельности); Речевое развитие (развитие речи, подготовка детей к обучению грамоте, художественная литература); Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание, формирование основ безопасности); Художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация), музыкальная деятельность, конструктивно-модельная деятельность). Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности, соответственно возрасту детей: в раннем возрасте (1-3 года) - предметная деятельность и игры с составными и дидактическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами; общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная деятельность. в дошкольном возрасте (3-8 лет) - игровая деятельность (разные виды игр); коммуникативная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала; изобразительная деятельность; музыкальная деятельность, двигательная формы активности ребенка. Педагогами реализуется учебный план в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей, образовательной деятельности в ходе режимных моментов ежедневно (при проведении утренней гимнастики, гигиенических и закаливающих процедур, ситуативных бесед при проведении режимных моментов, чтении художественной литературы, дежурства, прогулок), самостоятельной деятельности детей (игра, действия с материалами и оборудованием предметно-пространственной среды). Уделяется внимание индивидуальным особенностям и возможностям каждого ребенка. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Разработано комплексно-тематическое планирование для каждой возрастной группы. Одной теме уделяется не менее 1 недели. Тема отражается в подборе материалов в группе. Также совместно с субъектами образовательных отношений по темам недель осуществляется проектная деятельность. Количество и продолжительность образовательной деятельности (ОД) устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 1.2.3685-21): - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, -в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. ОД с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине времени, отведённого на ОД статического характера, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами ОД не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В плане предусмотрена определенная нагрузка непосредственно образовательной деятельности: ОО «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей в период пребывания ими в детском саду. Важно отметить, что на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3-4 часов. Формирование социальных представлений, умений, навыков осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком в утренний прием, вечернее время, на прогулке, в ходе режимных моментов и интеграции с другими видами деятельности. ОД «Формирование основ безопасности» осуществляется в ходе режимных моментов в форме «минуток безопасности», ситуативных бесед ежедневно, а в старшем дошкольном возрасте реализуется путём включения в непосредственную образовательную деятельность познавательного блока. ОО «Художественно-эстетическое развитие». Образовательную деятельность по музыке осуществляет музыкальный руководитель совместно с воспитателем всей группой детей, в подготовительной к школе группе одно занятие осуществляет музыкальный руководитель самостоятельно с детьми по подгруппам. ОД «Лепка», «Рисование», «Аппликация» осуществляет воспитатель возрастной группы со всей группой детей. Конструирование из разных материалов осуществляется в 1 или 2 половину дня в ходе самостоятельной и совместной деятельности взрослого с ребенком. ОО «Познавательное развитие». Образовательная деятельность направлена на ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям, формирование элементарных математических представлений и развитие познавательно-исследовательской деятельности. Образовательная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений в подготовительных к школе группах, осуществляется воспитателем с детьми по подгруппам, в остальных возрастных группах - всей группой детей. ОО «Речевое развитие». Образовательная деятельность направлена на развитие речи детей в различных видах детской деятельности и приобщение к художественной литературе. В режиме дня запланировано ежедневное чтение детской литературы с последующим обсуждением прочитанного. НОД «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительных к школе группах осуществляется воспитателем с детьми по подгруппам, в остальных возрастных группах - всей группой детей. ОО «Физическое развитие». Занятия физической культурой в помещении во всех возрастных группах проходят 2 раза в неделю в спортивном зале. Проводит занятия инструктор по физической культуре со всей группой детей в младших, средних и старших возрастных группах, и по подгруппам в подготовительных к школе группах. 1 раз в неделю занятия физической культурой проводят на улице на спортивной площадке детского сада. Ежедневно на прогулке проводятся подвижные и спортивные игры. Во всех возрастных группах аппликация чередуется с лепкой, приобщение к социокультурным ценностям с ознакомлением с природой; в группах старшего дошкольного возраста финансовая грамотность проводится 1 раз в две недели. Таким образом, аппликация, лепка, приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с природой, финансовая грамотность проводятся два раза в месяц (1 раз в две недели). Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной объединение воспитания и обучения в целостный образовательный нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе интересах человека, семьи, общества. детьми дошкольного возраста из задач которого является процесс на основе духовноправил, и норм поведения в Учебный план на 2024 – 2025 учебный год Вид образовательной деятельности ОП ДО Обязательная часть и Часть, формируемая участниками образовательны х отношений (программа «Родной край») Часть, формируемая участниками образовательны х отношений (Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников») Обязательная часть и Часть, формируемая участниками образовательны х отношений (программа «Родной край») Группа Средняя раннего Младшая группа возраста Старшая группа группа (4-5 лет) (1,5-3 (5-6 л.) (3-4г.) лет) ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим 1 в 1в 1в 1 в неделю/36 в миром неделю/3 неделю/3 неделю/3 год 6 в год 6 в год (в 6 в год (в т.ч. ОД из т.ч. ОД из (в т.ч. ОД парц. программы парц. из парц. «Родной край» программ программ ы ы «Родной «Родной край» край» Формирование 1в 1в 1в 1 в неделю/36 в элементарных неделю/3 неделю/3 неделю/3 год математических 6 в год 6 в год 6 в год представлений (ФЭМП) 1 в 2 недели/18 в год Развитие речи Подготовка детей к обучению грамоте Художественная литература Для комбинированн ых групп Коррекционноразвивающая ОД с учителем логопедом 1в неделю/3 6 в год Игровая, коммуникативная (логопедические индивидуальные/подгрупп овые/ фронтальные занятия) ежедневн о* ОО «Развитие речи» 1в 1в неделю/3 неделю/3 6 в год 6 в год 1в 1в неделю/3 неделю/3 6 в год 6 в год ежедневн о* (в т.ч. из парц. программ ы «Родной край» ежедневн о* (в т.ч. из парц. программ ы «Родной край» Подготовитель ная группа (6-7л.) 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 2 в неделю/72 в год 1 в 2 недели/18 в год 1 в неделю/36 в год 1 в неделю/36 в год 1 в неделю/36 в год 1 в неделю/36 в год ежедневно* (в т.ч. из парц. программы «Родной край» ежедневно* (в т.ч. из парц. программы «Родной край» ежедневно (продолжительно сть занятия 25 мин) ежедневно (продолжительно сть занятия 30 мин) Обязательная часть Обязательная часть и Часть, формируемая участниками образовательны х отношений (программа «Родной край») Обязательная часть и Часть, формируемая участниками образовательны х отношений (Программа «Цветные ладошки», программа «Родной край») Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание Приобщение к искусству. Рисование (Изобразительная деятельность) Лепка (Изобразительная деятельность) Аппликация (Изобразительная деятельность) Конструирование Часть, формируемая участниками образовательны х отношений (Программа «Ладушки», программа «Родной край») Музыка (музыкальная деятельность) Обязательная часть и Часть, формируемая участниками образовательны х отношений (программа «Родной край») Физическая культура в помещении Формирование начальных представлений о ЗОЖ Физическая культура на воздухе в форме спортивных и подвижных игр ОО «Социально-коммуникативное развитие» * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ОО «Художественно-эстетическое развитие» 1в 1в 1 в 2 в неделю/72 в неделю/3 неделю/3 неделю/3 год 6 в год 6 в год 6 в год (в (в т.ч. ОД т.ч. ОД из из парц. парц. программ программ ы ы «Родной «Родной край» край» 1в 1 в2 1 в2 1 в 2 недели/18 в неделю недели/18 недели/18 год /36 в год в год в 2 в неделю/72 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 1в2 недели/18 в год (в т.ч. ОД из парц. программ ы «Родной край» 1в 1в 1в неделю/3 неделю/3 неделю/3 6 в год 6 в год 6 в год (в т.ч. ОД из парц. программ ы «Родной край» 2 в 2 в 2 в неделю/7 неделю/7 неделю/7 2 в год 2 в год (в 2 в год (в т.ч. ОД из т.ч. ОД из парц. парц. программ программ ы ы «Родной «Родной край» край» ОО «Физическое развитие» 2в 2в 2в неделю/7 неделю/7 неделю/7 2 в год 2 в год 2 в год 1 в 2 недели/18 в год 1 в 2 недели/18 в год(в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 1 в 2 недели/18 в год 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 2 в неделю/72 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 2 в неделю/72 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 2 в неделю/72 в год 2 в неделю/72 в год 1в неделю/3 6 в год 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 1 в неделю/36 в год (в т.ч. ОД из парц. программы «Родной край» 1 в2 недели/18 в год 1в неделю/3 6 в год (в т.ч. ОД из парц. программ ы 1в неделю/3 6 в год (в т.ч. ОД из парц. программ ы «Родной край» утренняя гимнастика комплексы закаливающих процедур количество видов образовательной деятельности по программе в неделю продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности СанПиН 1.2.3685-21 max допустимый объем образовательной нагрузки в день по СанПиН 1.2.3685-21 max допустимый объем образовательной нагрузки в неделю по СанПиН 1.2.3685-21 max допустимый объем образовательной нагрузки в неделю в МАДОУ №25 ежедневн о «Родной край» ежедневн о ежедневно ежедневн о* ежедневно* ежеднев но ежедневн о* ежедневн о ежедневн о* 10 11 11 13 14 8-10 мин. не более 15 мин. не более 20 мин. не более 25 мин. не более 30 мин 18 -20 мин 30 мин 40 мин У - 4 5 мин В - 25мин У - 1ч. 30м В - 30мин 100 мин 1 ч 40 м 150 мин 2 ч 30 мин 200 мин (3ч20мин ) 350 мин (5ч50мин) 600 мин (10ч 00мин) 100 мин 1 ч 40 м 150 мин 2 ч 30 мин 200 мин 3ч20мин 325 мин (5ч25мин)/ через неделю 300 мин (5ч 00мин) ежедневно* 450 мин (7ч 30мин)/ через неделю 420 мин(7ч 00мин) *- реализация этих видов деятельности осуществляется в ходе режимных моментов в интеграции с другими видами деятельности ежедневно