ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
30.09.2025
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем поселке, регионе. Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
В дошкольном образовании, в соответствии с приоритетным направлениям деятельности связанной с историческим просвещением дошкольников, указом президента РФ «Об утверждении основ государственной политики в области исторического просвещения» и с задачами, которые ставит перед нами ФГОС ДО И ФОП ДО,
Считаем, что возможности развития дошкольников на основе духовно- нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традициях заложены в краеведческой деятельности.
В связи с этим определилась проблема- это создание системы работы в д/саду по формированию нравственно-патриотических чувств и гражданственности средствами краеведения. Поэтому педагогическим коллективом было принято решение выбрать темой МБП «НОВЫЕ ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ».
Исходя из темы определили задачи МБП :
Внедрение инновационных форм и методов краеведческой деятельности.
- Совершенствование развивающей образовательной среды ДОО.
- Вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс ДОО.
- Организация сетевого взаимодействия.
- Обобщение и распространение инновационного опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
В рамках реализации регионального компонента Педагогическим коллективом ДОО разработана и утверждена авторская парциальная программа «Родной край», подготовлен учебно-методический комплект к данной программе, созданы условия: имеется современное интерактивное оборудование, создана и постоянно совершенствуется предметно-развивающаяся среда групп и д/сада в целом, осуществляется формирование профессиональной компетентности педагогов. Апробация и подготовка к внедрению Программы Родной край в постоянную педагогическую практику является основной нашей инновацией деятельности.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным поселком и краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Нашим коллективом разработана модель системы работы МБП средствами краеведения, которая включает в себя 6 блоков.
При реализации данной модели планируется применение современных педагогических технологий: здоровьесберегающих, проектной деятельности, ИКТ, игровой, в том числе и инновационных- таких какт технология музейной педагогики, технология детского экскурсионного туризма, технологию виртуальных экскурсий.
Музейное краеведение. В д/с разработан и начал реализацию педагогический проект «Край родной – земля уральская» по созданию мини-музеев в группах ДОУ средствами краеведения, запланировано открытие 11 мини-музеев.
В рамках блоков Историческое и этнокультурное краеведение предусмотрено использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному поселку и краю, способствующих проявлению активной деятельностной позиции: фольклорные праздники, чтение х/литературы в том числе и знакомство с поэзией поэтов поселка, просмотр слайдов и видеофильмов о поселке, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения.
Естественно-научный блок предполагает реализацию проекта д/сада «Наш детский сад родной – частичка Родины большой», связанный с созданием парковой зоны на территории д/с.
Экскурсионно-туристическое краеведение включает разработку экскурсий и туристических маршрутов по окрестностям поселка и его достопримечательностям.
Блок Семейное краеведение включает проектно-исследовательскую деятельность родителей и детей по истории семьи.
Предполагаем, что все продукты педагогической деятельности послужат ресурсом для исторического просвещения и будут использоваться в образовательном процессе д/сада.
С целью создания единой образовательной среды, условий для успешной социализации дошкольников и повышения эффективности использования ресурсов образовательных учреждений поселка планируется сотрудничество с образовательными организациями КГО, учреждениями культуры и спорта.
В результате деятельности в рамках МБП ожидаем следующие результаты:
- наличие положительной динамики развития дошкольников;
- развитие материально-технической базы и развивающей предметно – пространственной среды ДОО;
- участие педагогов в конкурсных мероприятиях по направлению деятельности площадки;
- участие обучающихся в фестивалях, выставках, конкурсах по направлению деятельности;
- наличие партнерских связей с учреждениями и организациями, направленных на совместную реализацию целей и задач деятельности базовой площадки.