Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Краткая презентация образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (ОП ДО) п. Баранчинский. 2023 Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения – локальный нормативный акт, определяющий содержание дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации дошкольного образования, а также в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и институциональными нормативными документами и локальными нормативными актами. Программа направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации: от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» Программа позволяет реализовать: 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Задачи: Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций - обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; -построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей; - достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. Программа состоит из частей: Обязательная инвариантная (составляет не менее 60 % ) Обязательная часть соответствует ФОП ДО Вариативная формируемая участниками образовательных отношений (составляет не более 40%.) Вариативная часть представлена программами: - «Родной край» » (для детей 3-7 лет) под редакцией коллектива педагогов МАДОУ № 25. - «Цветные ладошки» » (для детей 2 -7 лет), автор И. А. Лыкова. - «Ладушки» » (для детей 2-7 лет) под редакцией И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой - «Азы финансовой культуры для дошкольников» (для детей 5-7 лет), под редакцией Л.В.Стахович Структура ОП ДО Общие положения: 1. Целевой раздел Содержит: цели, задачи, принципы ФОП планируемые результаты освоения ФОП в разные периоды детства подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов Раскрывают назначение ОП ДО статус и особенности ОП, содержание разделов (целевого, содержательного и организационного) 2. Содержательный раздел Включает: задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям во всех возрастных группах направления и задачи КРР рабочую программу воспитания иные материалы 3. Организационный раздел Содержит: психологопедагогические, кадровые условия, МТО примерный режим дня примерные перечни художественной литературы, произведений искусства примерный календарный план воспитательной работы ОП ДО включает - рабочая программа воспитания, - примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, - календарный план воспитательной работы. Учебно-методическая документация Иные компоненты планируемые результаты реализации программы, - педагогическая диагностика достижения планируемых результатов, - задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям, - вариативные формы, способы, методы реализации Программы, - особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, - способы и направления поддержки детской инициативы, - особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся, ‒ образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей. - Направления обучения и воспитания – образовательные области: «Физическое развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная деятельность в ДОУ включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО (п.24.1. ФОП ДО). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы (п.24.19. ФОП ДО) материальнотехнические кадровые психологопедагогические финансовые Условия реализации Программы развивающая предметно-пространственная среда Специфика контингента воспитанников ДОУ «Образовательная программа дошкольного образования» предназначена, для работы с детьми от 1 года до 8 лет. В детском саду функционируют 11 групп общеразвивающей направленности, из них 3 группы для детей раннего возраста. Предельная наполняемость групп раннего возраста – 15 человек, дошкольных групп – 25. Разделение детей на возрастные группы осуществляется по одновозрастному принципу и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики. МАДОУ могут посещать дети дошкольного возраста с ОВЗ. Срок реализации образовательной программы: 6 лет. Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в дошкольных группах. Образовательная деятельность в МАДОУ № 25 осуществляется на государственном языке Российской Федерации – русском. Характеристика взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Цели взаимодействия: Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Принципы взаимодействия: Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка Взаимное доверие, уважение и доброжелательность Открытость Индивидуальнодифференцированный подход Возрастосообразность Задачи взаимодействия: Информирование родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО. Просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей. Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи. Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Формы работы по взаимодействию с родителями Анкетирование Родительские собрания, конференции, мастер-классы Управление ДОУ через родительский совет Консультирование Родительские уголки и информационные стенды Участие в создании развивающей среды Участие в педагогическом процессе (открытые просмотры, проекты, акции, привлечение родителей к подготовке праздников) Совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов, родителей Дни открытых дверей Программа воспитания Разработана • на основе ФОП ДО, • требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», • с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. • с учетом региональной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области. Программа отражает интересы и запросы участников образовательных отношений: • ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; • родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых; • государства и общества. Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: - формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; - формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, себе; - становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами (п..29.2.1.1 ФОП ДО) Общие задачи воспитания : 1. содействовать развитию личности , основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом: 2. способствовать становлению нравственности , основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести: 3. создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию 4. осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создание воспитывающих общностей. (п.29.2.1.2 ФОП ДО). Направления воспитания Патриотическое направление воспитания Духовно-нравственное направление воспитания Социальное направление воспитания Познавательное направление воспитания Физическое и оздоровительное направление воспитания Трудовое направление воспитания Эстетическое направление воспитания Концептуальные положения воспитательной системы ДОУ формирование общей культуры, духовно-нравственных ценностей, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, создание комфортных, безопасных условий для всестороннего развития, воспитания детей, их успешной социализации, сплочение и консолидация коллектива ДОУ, укрепление социальной солидарности, повышение доверия личности, к жизни в России, согражданам, коллегам, обществу, настоящему и будущему малой Родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации