1.6. ИОМ является приложением к адаптированной образовательной программе дошкольного образования (АОП ДО) МАДОУ № 25, осваиваемой воспитанником. 2. Цели и задачи ИОМ 2.1.Цели ИОМ: – обеспечение права воспитанников МАДОУ № 25 на реализацию образовательного процесса по индивидуальному образовательному маршруту; – обеспечение воспитанникам равных стартовых возможностей при поступлении в школу; – создание условий, способствующих развитию личности воспитанника, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей с активным привлечением родителей в образовательный процесс. 2.2. Задачи ИОМ: – организовать единую систему работы администрации, педагогических работников, медицинского работника ДОО и родителей по физическому, интеллектуальному, эмоциональному и социально-личностному развитию ребенка; – определить основные организационные механизмы для обучения воспитанников по ИОМ; – обеспечить возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 3. Порядок разработки и реализации ИОМ 3.1. Разработка ИОМ. 3.1.1. ИОМ разрабатывается для воспитанника на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). 3.1.2. В соответствии с заключением ТПМПК специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк) МАДОУ № 25 утверждаются кандидатуры воспитанников, требующие реализации ИОМ; согласуется основная цель составления ИОМ на конкретного воспитанника; намечаются этапы построения ИОМ для воспитанника на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей; определяются возможные формы работы с воспитанником с целью реализации ИОМ, методы педагогической поддержки, содержание работы; намечаются планируемые результаты ИОМ, сроки достижения результатов. 3.1.3. Работа по разработке и осуществлению деятельности по ИОМ отвечает следующим принципам: принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития; принцип соблюдения интересов ребенка; принцип опоры на детскую субкультуру; принцип отказа от усредненного нормирования, избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития воспитанника. 3.1.4. Порядок составления ИОМ включает следующие этапы: этап наблюдения. Цель – выявить воспитанников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные; этап диагностики. Цель – провести педагогическое и (или) психологическое диагностирование воспитанников: выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей дошкольника. Психологическую диагностику проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей (законных представителей); этап конструирования. Цель – построение ИОМ воспитанника на основе рекомендаций ТПМПК, определения методов педагогической и (или) психологической поддержки, содержания работы; этап завершающей диагностики: проводится с целью выявить результаты реализации ИОМ. 3.1.5. Проект ИОМ обсуждается с родителями (законными представителями) воспитанника, после чего ИОМ утверждается приказом заведующего с учетом мнения родителей (законных представителей). 3.1.6. По окончании первого года работы специалисты ППк делают выводы о результатах работы и динамике развития с последующей корректировкой ИОМ либо с решением об окончании реализации ИОМ. 3.2. Реализация ИОМ. 3.2.1. Реализация ИОМ в МАДОУ №25 является обязательной для воспитанников – детей с ОВЗ, детей-инвалидов и регулируется настоящим положением. 3.2.2. Реализация ИОМ осуществляется в МАДОУ №25 в соответствии с индивидуальным планом обучения, расписанием, отвечающим совокупному объему учебной нагрузки и свободной деятельности воспитанников, с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21. 3.2.3. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №25 реализации 4. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и реализации ИОМ 4.1. Председатель ППк обеспечивает: организацию работы в МАДОУ №25 по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по индивидуальным образовательным маршрутам, прежде всего детейинвалидов, детей, имеющих статус ОВЗ по заключениям ТПМПК; взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации ИОМ; организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ в МАДОУ №25, обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ; контроль за систематической реализацией ИОМ. 4.2. Педагог-психолог: проводит индивидуальное обследование ребенка с целью выявления уровня психического развития, его индивидуальных особенностей, определения причин нарушений в развитии и воспитании детей; ведет документацию в соответствии с установленным порядком; участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения воспитанника; отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ; изучает условия жизни и воспитания ребенка в семье. 4.3. Учитель-логопед: подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка; устанавливает уровень речевого развития; ведет документацию в установленном порядке; участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения ребенка; отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 4.4. Учитель-дефектолог: развивает речь детей; устанавливает уровень развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания) и особенности познавательной деятельности; устанавливает уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире; устанавливает уровень сформированности элементарных математических представлений; ведет документацию в установленном порядке; участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках дефектологического сопровождения ребенка; отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 4.5. Воспитатель: проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение; участвует в разработке и реализации ИОМ воспитанника в соответствии с АОП ДО, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; выполняет рекомендации специалистов для закрепления, развития ребенка. 5. Формы работы по ИОМ 5.1. Формы работы, используемые при организации деятельности в соответствии с ИОМ: беседы, занятия продуктивной деятельностью, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоциональноличностной и поведенческой сфер: развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций; занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения), речевых навыков; приемы арт-терапии, куклотерапии, изотерапии, сказкотерапии; релаксационные психогимнастические упражнения: расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног; формы работы в соответствии с имеющимися способностями воспитанника. 6. Структура ИОМ 6.1. ИОМ содержит: 1. Титульный лист: наименование образовательного учреждения; гриф согласования с председателем ППк МАДОУ №25; гриф утверждения руководителем образовательного учреждения; наименование ИОМ; дата и норма протокола ТПМПК; срок реализации ИОМ; согласование с родителями (законными представителями) воспитанника. 2. Общие сведения: Ф. И. О. ребенка; Ф. И. О. родителей (законных представителей), возраст, образование; Ф. И. О. специалистов сопровождения ИОМ ребенка; заключение тПМПК; рекомендации тПМПК; рекомендации тПМПК специалистам. 3. Характеристика развития ребенка: перечень задач на учебный год по результатам диагностики дефицитов и ресурсов в развитии ребенка; планируемые результаты освоения ИОМ. 4. Условия реализации ИОМ: планы ОД, планы работы специалистов службы сопровождения, календарнотематический план занятий, примерный распорядок дня дошкольника; мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению ребенка; материально-техническое обеспечение: помещения для занятий, оборудование, мебель, учебно-методические пособия, программы. 6.2. Форма ИОМ представлена в приложении № 1 к настоящему Положению. 7. Ответственность 7.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего детским садом за организацию работы с воспитанником в соответствии с ИОМ, несут ответственность за реализацию ИОМ в полном объеме. 7.2. В конце учебного года специалисты ППк проводят анализ эффективности реализации ИОМ. Также они оформляют заключение и рекомендации педагогам МАДОУ №25 для дальнейшего сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательно-воспитательном процессе. 8. Заключительные положения 8.1. Изменения и дополнения в Положение вносятся педагогическим советом с учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка. 8.2. Положение действует до принятия нового. Приложение № 1 к Положению об индивидуальном образовательном маршруте, Форма ИОМ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей (МАДОУ №25) СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Председатель ППк Заведующий _______________ Н.В.Мамаева _______________ Л.А.Трефилова ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ _________________________________________________________ (Ф. И. О. обучающегося) от «__»_________20___г №___ (дата и номер протокола ТПМПК) 20__/__ учебный год (срок реализации) Ознакомлен(а). ________________/ ________________ (подпись) (Ф. И. О. родителя/законного представителя) «____»________20_____г (дата ознакомления) Общие сведения Ф. И. О. ребенка Дата рождения Группа Ф. И. О. родителя (законного представителя) Возраст Образование Ф. И. О. специалистов сопровождения ИОМ ребенка Воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед <...> Заключение ПМПК Рекомендации ПМПК Рекомендации специалистам Характеристика развития ребенка Задачи на учебный год по результатам диагностики дефицитов и ресурсов в развитии ребенка Специалисты сопровождения Дефициты Ресурсы Задачи развития на ИОМ ребенка ребенка учебный год Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатель <...> <...> <...> <...> Планируемые результаты освоения ИОМ 1. Речевое развитие: 2. Познавательное развитие: 3. Социально-коммуникативное развитие: 4. <...> Условия реализации ИОМ План ОД ребенка (недельный) Понедельник Вторник Среда Физическая культура Развитие речи Музыка Четверг Пятница Познание (окружающий мир) <...> Планы работы специалистов сопровождения Специалист День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница <...> <...> <...> <...> Педагог-психолог Учитель-логопед <...> <...> Календарно-тематический план занятий Дата Тема занятия Колич Ф. И. О. и подпись ество специалиста <...> <...> <...> <...> Примерный распорядок дня дошкольника Вид деятельности Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница <...> <...> Утренняя гимнастика Игры и самостоятельная деятельность Организованная образовательная деятельность <...> <...> <...> <...> Мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению ребенка Ф. И. О. специалистов Направление развития Мероприятие Дата Примечание <...> <...> Речевое Художественно-эстетическое Познавательное <...> <...> Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 1. Кабинеты специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога) в соответствии: с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; требованиями пожарной безопасности и электробезопасности; охраной здоровья воспитанников и охраной труда работников. 2. Мебель с учетом антропометрических показателей и особенностей нарушения ребенка. 3. Учебно-методические пособия, программы: – <...>